Выделение высокосернистой нефти в отдельный поток остановит ухудшение качества основной российской экспортной смеси Urals. Компания «Транснефть» предложила за 2,5 млрд рублей построить специальный магистральный нефтепровод в порт Усть-Луга мощностью до 30 млн тонн нефти в год, чтобы отправлять на экспорт невостребованную российскими нефтепереработчиками высокосернистую нефть из Урало-Поволжского нефтяного бассейна.

Vladimir-Putin-v-CHechne-mozhet-byt-postroen-novyy-NPZ-НПЗ

Два года назад, когда в «Транснефти» впервые выступили с таким предложением, предполагалось, что можно обойтись отдельным потоком с содержанием серы 2,1-2,3%. Такая нефть соответствовала бы иракским сортам Kirkuk и Basrah Blend. Сейчас уже речь идет о содержании серы 2,5-3,5%, что связано с быстрым ростом добычи высокосернистой нефти (1,8-3,5% серы), каждый год ее объем увеличивается на 3,0–3,5 млн тонн и в настоящий момент приближается к 80 млн тонн.

Представитель «Транснефти» Игорь Демин заявил, что альтернативой отдельному «сернистому потоку» могло бы стать увеличение переработки высокосернистой нефти на НПЗ «ТАНЕКО» компании «Татнефть», который по первоначально объявленным планам и строился с этой целью. Но сейчас, сказал Демин, «Татнефть» не готова принимать для переработки на нем нефть с процентом серы выше 1,9%.

Европейские и азиатские НПЗ могут перерабатывать высокосернистую нефть, но готовы закупать ее только по более низкой цене. Как сказал РБК пресс-секретарь «Башнефти» Сергей Вереземский, цена барреля Ural Heavy будет ниже Urals на $2–4,5. По оценкам нефтегазового аналитика UBS Константина Черепанова, потери нефтяников от продажи 30 млн т высокосернистой нефти по отношению к Urals могут оцениваться от $600 млн до $1,2 млрд в год.

Основные производители сернистой нефти компании «Башнефть» и «Татнефть» выступают против создания Ural Heavy. Их основной аргумент – снижение стоимости их сырья приведет к нерентабельности многих проектов и значительным потерям. В то же время другие нефтяные компании давно высказывают недовольство потерями от смешивания в Urals своей качественной нефти с сернистой нефтью из Урало-Поволжского региона. По оценкам, лишние 0,1% серы в нефти дает минус $0,1 в цене барреля, так что, смешивая качественную нефть с сернистой «Транснефть» фактически вынуждает нефтедобытчиков Западной Сибири дотировать добычу в Урало-Поволжье.

Представитель «Башнефти» заявил о необходимости налоговых льгот компаниям, которые потеряют в доходах от появления нового сорта, но вряд ли на это пойдет правительство.