- Маркировка приведет к росту цен на потребительские товары и ограничит возможности для роста индустрии прямых продаж
- Прямые продажи растут в мире, в России – снижаются второй год подряд. Причина – низкая вовлеченность россиян в предпринимательскую деятельность
- Товары для дома – единственная растущая категория
В Москве состоялась юбилейная XV международная конференция «Предприниматель и потребитель – шаги навстречу», организованная Ассоциацией прямых продаж (АПП) и Международной конфедерацией обществ потребителей (КонфОП). Темы маркировки товаров и высокие риски предпринимательской деятельности в России стали основными в рамках конференции.
Маркировка стала обязательной для целого ряда потребительских товаров с 1 декабря этого года. Эта инициатива коснулась компаний-членов АПП, которые имеют в портфеле духи и туалетную воду, обувь и товары легкой промышленности. «Затраты на переоборудование колоссальные – каждому предприятию придется потратить только в первый год порядка 100 млн руб, чтобы продолжить реализацию подлежащих маркировке товаров и оставаться в рамках правового поля», — говорит президент АПП Тамара Шокарева.
Председатель правления КонфОП Дмитрий Янин считает, что маркировка совершенно бесполезна в борьбе с контрафактным и фальсифицированным товаром на отечественном рынке, но приведет к росту цен. «Расходы придется взять на себя не только производителям и продавцам, но и рядовым потребителям, на чьи плечи фактически перекладывается работа контрольно-надзорных органов по выявлению подделок», — говорит Дмитрий Янин.
Председатель Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж (WFDSA) Магнус Брэннстром в докладе указал на потенциал и положительные перспективы индустрии прямых продаж в мире. Одновременно он отметил, что в глобальном рейтинге стран по объему рынка прямых продаж Россия опустилась с 13 на 15 место по итогам 2018 года.
По прогнозам АПП, объем продаж снизится и по итогам 2019 года – на 6-7 % до 115 млрд руб. Единственная категория, которая показала рост в первые 9 месяцев 2019 года – это «Товары для дома» (+17%). В остальных категориях: «Средства личного ухода», «Бытовая химия», «Одежда и аксессуары», «Товары для ЗОЖ»– зафиксировано снижение.
Причины этого участники конференции увидели не только в неблагоприятной экономической ситуации, но и в том, что малый бизнес оказался наиболее чувствительным, попав в «ножницы» между возрастающими требованиями со стороны государства, увеличивающейся фискальной и квазифискальной нагрузкой (например, обязательная маркировка) и падающим спросом.
Исполнительный директор WFDSA Тамуна Габилая представила итоги глобального исследования по предпринимательству Amway Global Entrepreneurship Report 2018 (проведено исследовательской компанией Gfk, опрошены 49 тыс. человек в 44 странах мира, включая Россию). Согласно данным исследования, настроения россиян в области предпринимательства уступают по ключевым показателям всем регионам мира.
По словам Тамары Шокаревой, увеличение доли малого и среднего бизнеса является одним из приоритетов национальных целей развития экономики. «Но, с точки зрения малого бизнеса, мы не видим каких-либо мер по развитию и стимулированию. Рост страховых взносов ведет к увеличению фискальной нагрузки и оказывает негативное воздействие на индивидуальных предпринимателей. В последнее время мы замечаем, что стало больше людей, которые хотят просто купить товар со скидкой, а не начать свой бизнес», — говорит Тамара Шокарева.
Еще одним индикатором ухудшения делового климата является сокращение числа распространителей и лояльных потребителей в компаниях-членах АПП. Их число снизилось на 13% до 3,56 млн человек по итогам 9 месяцев 2019 года. Ранее АПП уже фиксировала снижение этого показателя. «Но происходило это на фоне роста объемов продаж членов Ассоциации. В послекризисные периоды те, кто использовал прямые продажи в качестве дополнительного заработка, возвращались к привычной работе, а профессиональные распространители наращивали объемы продаж за счет положительной конъюнктуры. Похоже, сейчас мы видим фундаментальные изменения впервые за почти 25 лет наблюдений», — указывает Тамара Шокарева.
Более того, иностранные компании перестали интересоваться возможностями запуска бизнеса в России. «За последние два года мы не получили ни одного запроса», — констатирует Тамара Шокарева.
Компании прямых продаж видят большой потенциал в режиме самозанятых, но существующие ограничения на перепродажу и реализацию маркированных товаров не дают новых возможностей для развития. Если эти ограничения не будут сняты, то к 2024 году в результате планируемого глобального распространения маркировки на все потребительские товары спектр деятельности самозанятых ограничится только сферой услуг.
Видеотрансляция Конференции размещена на официальном youtube-канале АПП – https://www.youtube.com/channel/UCRw7L4qtiz7bdrvagBGYTgg/playlists
Справка:
Спикеры конференции: депутат Госдумы Михаил Емельянов, депутат Госдумы Олег Николаев, председатель Всемирной федерация ассоциаций прямых продаж Магнус Брэннстром, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин, начальник управления Роспотребнадзора Олег Прусаков, исполнительный директор Ассоциация прямых продаж Украины Надежда Бедричук, эксперт департамента торговли и экспортной политики Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» Даурен Ауталипов, начальник отдела защиты прав потребителей Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕЭК Лидия Осауленко, исполнительный директор Всемирной федерация ассоциаций прямых продаж Тамуна Габилая, председатель Белорусское общество защиты потребителей Анна Суша, член высшего координационного совета КонфОП Диана Сорк.
Ассоциация прямых продаж – национальная ассоциация ведущих компаний по производству и продаже товаров и услуг непосредственно потребителю. Основана в 1996 году. Является членом Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж (WFDSA; www.wfdsa.org) и Европейской ассоциации прямых продаж (SELDIA; www.seldia.eu). Прямые продажи рассматриваются российским законодательством как один из видов разносной торговли.
Члены АПП – Амвэй, Гербалайф, Дженесс Глобал,Коралл Клаб, ЛР РУС, Мирра, Моринда, Мэри Кэй, Ню Скин, Орифлэйм, ПМ-Интернациональ, СиЭль, Тапервэр, Тенториум, Тяньши, Фаберлик, Форевер Ливинг Продактс. Кандидат в члены АПП: Брокер Европейской Юридической Службы. Ассоциированные организации: Аккорд Пост, АльянсПринт, Аон Рус – Страховые брокеры, Сваровски, Филует РС.
Комментарии