Коммуникационная группа iMARSподготовила итоговое исследование рынка объявленных тендеров на коммуникационные услуги за 2017 г. Командой экспертов были проанализированы закупки компаний, которые работают по ФЗ-44иФЗ-223, т.е. обязаны публиковать все проводимые тендерные процедуры на портале Госзакупки. Суммарный объем российского рынка коммуникационных услуг за период 01 января 2017по31декабря 2017 составил 19,63 млрд. рублей.Данный показатель включает в себя работы по комплексному PR-сопровождению деятельности компаний, организацию и проведение event-мероприятий, изготовление сувенирной продукции, маркетинговые исследования, рекламные активности, разработку и продвижение интернет-сайтов,работу по продвижению компаний в соцмедиаи др.

Сравнивая итоги 2016г. и 2017 г., можно сделать вывод, что общая сумма объявленных тендеровза прошлый год изменилась на 4%:уменьшение бюджета на закупки в сфере PRи рекламы составило порядка 0,83 млрд. рублей.

Новый рисунок

Объявленные тендеры в 2016 г.: 20,46 млрд. руб.

Объявленные тендеры в 2017 г.: 19,63 млрд. руб.

Также  можно констатировать, что больше всего закупок было объявлено госкомпаниями в 3-м и в 4-м кварталах – 5,7 млрд. руб. и 5,8 млрд. руб. соответственно, в то время как 1-й квартал и 2-й стали аутсайдерами: 3,76 млрд. руб. и 4,37 млрд. руб. соответственно. При этом цифры могли быть значительно выше: не исключено, что часть закупок последних 3-х месяцев 2017 г. будет перенесена на 1-й квартал 2018 года.

Новый рисунок (1)

Рекламные и информационные/PR кампании: 3,14 млрд. руб.

Интернет коммуникации: 5,03 млрд. руб.

Организация мероприятий: 5,79 млрд. руб.

Рекламно-сувенирная продукция: 5,67 млрд. руб.

Если сравнивать среднемесячные показатели по 4-м основным категориям, по которым проводилось исследование, то в 2017 г. на 1-м месте по количеству объявленных тендеров будут располагаться услуги по организации мероприятий.Эти результаты разительно отличаются от итогов предыдущего года, лидерами которого были рекламные и информационные/ PR кампании; в 2017 г. данная категория переместилась на последнюю строчку и сменила аутсайдеров прошлого года- интернет коммуникации. Заметно вырос бюджет, выделяемый на рекламно-сувенирную продукцию: за счет результатов 4-го квартала, показатели объявленных тендеров по данному направлению стали наиболее впечатляющими; однако, и в прошлом году они располагались на соседней третьей строчке рейтинга.

Новый рисунок (2)

Рекламные и информационные/PR кампании: 0,26 млрд. руб.

Интернет коммуникации: 0,42 млрд. руб.

Организация мероприятий: 0,48 млрд. руб.

Рекламно-сувенирная продукция: 0,47 млрд. руб.

«Органы власти и компании с госучастием продолжают курс на экономию расходов. Также экономия обеспечивается за счет ужесточающейся конкуренции среди ведущих игроков рынка, которые могут позволить оптимизировать расходы при сохранении качества оказания услуг и выполнения работ. Есть всеобщий тренд на экономию и коммуникационный рынок отвечает взаимностью, падая на тендерах в цене. По мнению наших аналитиков из Департамента закупок тренд на оптимизацию сохранится в 2018 году. Мы все будем учиться работать эффективнее за меньшие деньги», — говорит Президент iMARSCommunications Владимир Ступников.

Новый рисунок (3)

1-й квартал 2017 г.: 3,76 млрд. руб.

2-й квартал 2017 г.: 4,37 млрд. руб.

3-й квартал 2017 г.: 5,7 млрд. руб.

4-й квартал 2017 г.: 5,8 млрд. руб.

Согласно макроэкономическим прогнозам современных экспертов, а также в соответствии с теорией русского экономиста Николая Кондратьева, в наступившем 2018 году Россию ждет очередной экономический кризис, который станет первым масштабным падением промышленного производства после потрясений 2008 года. Не исключено, что это приведет к дальнейшему сокращению бюджетов на коммуникации и в итоге к существенному росту конкуренции среди игроков PR-рынка.