В мобильной версии поиска «Яндекса» появится новая функция для ускоренной загрузки страниц сторонних сайтов – «Турбо». При этом площадки, заключившие партнерское соглашение с компанией получат приоритет в поисковой выдаче, сообщают Известия.

Аналогичные проекты уже существуют в различных социальных сервисах. У Google есть проект AMP для мобильных устройств с медленным доступом в интернет, у «ВКонтакте» подобная функции носит название «Предпросмотр»,у Facebook – InstantArticles, у Telegram — Instant View. Суть новшества заключается в том, что мобильный «Яндекс» будет показывать содержание сайта без обращения к нему. Проще говоря, поисковик будет самостоятельно забирать тексты и картинки с сайта, тем самым значительно ускоряя процесс загрузки необходимой страницы. По этой схеме уже несколько месяцев работает раздел «Яндекс.Новости».

Уже этой осень «Яндекс» планирует запустить партнерскую программу. Владельцы интернет-ресурсов, заключившие договор с поисковиком, обязаны согласиться, что пользователи смогут увидеть содержание их сайтов непосредственно из результатов поиска. При этом сообщается, что участвующий в программе сайт сможет зарабатывать на баннерной рекламе, которая будет появляться при открытии ссылки.

Данное нововведение одно из самых критикуемых. «Разумеется, реклама, размещенная рекламодателем на новостном сайте не забирается, но не то чтобы читатель остается без рекламы ради его удобства – ему вместо этого показывают рекламные системы «Яндекса», – пишет на своей странице в LiveJournal Демьян Кудрявцев. И дальше: «Если же площадка отказывается от формирования Турбо-страниц, то ее понижают в поисковой выдаче. Якобы ради быстропользования, ради читателя. Хотя, разумеется, все для продвижения собственной рекламной технологии».

Основатель сервиса бесплатных объявлений Leboard Андрей Бурин также опасается, что данная партнерская программа может создать риски для владельцев сайтов. «Если большая часть ресурсов сочтет предложение «Яндекса» выгодным, то потребление контента будет меняться, а значит, остальным придется подстроиться», – рассуждает он.

По мнению управляющего партнера фонда Russian Venture Евгения Гордеева, у бизнеса просто нет выбора, так как подобные сервисы внедряются почти во всех крупнейших международных интернет-сервисах. «Как всё это повлияет на доходность — непонятно. Но они (бизнесмены — Прим. ред.) будут вынуждены с этим смириться или создать ассоциацию и требовать с «Яндекса» повышенных выплат» – заключил эксперт.

Демьян Кудрявцев также раскритиковал желание «Яндекса» ради продвижения собственной рекламной технологии поступиться принципом предоставления разным сайтам одинаковых возможностей: «Отбирая у независимых медиа источники возможного дохода, вы тем самым автоматически поддерживаете и продвигаете медиа зависимые, за рекламу не сражающиеся. Хотите быть агрегатором коммерчески неэффективных ангажированных копипастеров? Будете».