За 2024 год в России привели к нормативам эксплуатации привели более 490 км региональной опорной сети. Об этомрассказалзампред председателя правительства РФ Марат Хуснуллин. Эти дороги составляют опорный каркас, по которому ежедневно перемещается огромный поток грузов и пассажирского транспорта. Всего в нынешнем году планируется отремонтировать более 3 тыс. км автодорог, завершить строительство и реконструкцию 385,3 км федеральных трасс, а также провести капитальный ремонт и обслуживание более 3,8 тыс. км федеральных путепроводов.
Глобальные планы по реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» требуют внимательного подхода к выбору строительных материалов, и одним из них является щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА). Его часто применяют при строительстве особо опасных, нагруженных или ответственных участков дорог. Для укрепления ЩМА применяется хризотиловое волокно, которое позволяет продлить срок службы до 25 лет. В сентябре ученые из Пермского политеха рассказали о своем новом изобретении — технологии регулированиясодержанияминерального волокна в готовой смеси. Она позволяет существенно сократить стоимость производства при сохранении всех необходимых свойств готового продукта. На данный момент опытная установка работает в городе Алапаевск Свердловской области — её производительная мощность составляет 80 тонн в час. По словам доктора технических наук, профессора кафедры «Автомобили и технологические машины» ПНИПУ Константина Пугина, в результате получается экономически выгодный асфальтобетон, соответствующий всем ГОСТам.
Вторым способом получения укрепленного ЩМА является использование хризотилосодержащей добавки, которая тоже позволяет точно регулировать процент содержания минерального волокна в дорожном покрытии. Одной из них является дочерняя компания ПАО «Ураласбест»,котораявыпускаетстабилизирующую добавку на основе комбинированного минерального волокна и вяжущего вещества. В его состав входят хризотиловое и базальтовое волокно, а также интерполимерный сплав различных полиолефинов, модифицированных целевыми и функциональными компонентам, вместе с битумом. Это готовое решение, применимое в любом регионе страны. Другая компания из Оренбургской областиявляетсярезидентом ТОСЭР «Ясный». Она также основана на использовании хризотилового волокна, позволяя повысить его прочностные характеристики почти вдвое. Данный продукт обладает высокой устойчивостью к высоким температурам, воздействию воды и химическим реагентам, использующимся для уборки снега и льда. Он обеспечивает стабилизацию ЩМА и его дисперсное армирование. Сырье для производства данного вида добавки поставляет комбинат АО «Оренбургские минералы», а сама компания работает на его промышленной площадке.
Сегодня самым известным проектом, который был реализован с применением хризотиловой добавки,являетсятрасса М11 между Москвой и Санкт-Петербургом. Добавка применялась при строительстве особо опасных участков высокоскоростной трассы, на которых существенно возрастают требования к дорожному покрытию. Также армированный ЩМАприменялипри реконструкции части трассы М5 между Екатеринбургом и Челябинском. Хризотиловые волокна хорошо показали себя как в среднерусском климате, так и в других, более суровых регионах.
Комментарии