Пока зрители у телевизоров с замиранием сердца следят за успехами нашей многострадальной сборной на Олимпиаде в Рио, в России идет самая настоящая война между городами за право быть изображенными на новых купюрах в 200 и 2000 рублей. И ведут эту войну солдаты 21-го века – сотрудники пресс-служб городов, областей и республик.
Конкурс Банка России: 200 и 2000
Поводом к этой pr-войне послужил Банк России, который решил выпустить две новых купюры: 200 и 2000 рублей, но не сообщил города, которые планирует там изобразить. Как известно, на всех рублевых купюрах изображены те или иные символы различных городов России. На «десятке» увековечен Красноярск, на «полтиннике» – Санкт-Петербург, на ста рублях – Москва и т.д.
Банк России не стал изменять этому правилу и в случае с новыми банкнотами. На них тоже будут изображены символы каких-то городов России. Но вот каких – это вопрос. Ответ на него должен дать конкурс, объявленный Центробанком в начале лета. На первом этапе конкурса все желающие могли предложить свой вариант символа. На втором этапе, который закончится 30 августа, с помощью опроса ФОМа будут выделены десять наиболее популярных городов и далее вновь голосование, которое и определит победителей.
Подобный конкурс впервые дал возможность скучающим пресс-службам различных регионов России в открытом противостоянии показать свои возможности. Печатные издания, телевизор, радио и, конечно, интернет – все это становится полем битвы городов, а сами пиращики всех уровней изощряются в изобретении все новых и новых инфоповодов. Такого открытого и честного противостояния государственный PR-рынок не знал никогда…
Битва городов
Давайте посмотрим на текущее положение дел. На сайте Change.org сразу после объявления конкурса появилось множество петиций от жителей, которые желают, чтобы именно их город был представлен на банкнотах. Стоит ли говорить, что эти петиции – дело рук пиар-служб? Тула, Оренбург, Казань, Кострома, Якутск, Калининград, Дербент, Калуга, Омск и другие собирают подписи. Много голосов набрала петиция Волгограда, который выставил на конкурс, разумеется, монумент «Родина-мать зовет!». Но эти петиции мало чем помогут в конкурсе ЦБ и некоторые пиарщики задействовали привычные инструменты – административный ресурс.
Первый заход в этом направлении произошел со стороны Грозного. Пресс-секретарь Рамзана Кадырова Альви Каримов заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» о том, что на новых дензнаках должна красоваться мечеть «Сердце Чечни», уже ставшая победительницей конкурса на современный символ России. Байкал тоже попал в претенденты: за него выступил руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза» Николай Николаев, создавший петицию. Идеюподдержал глава Бурятии Вячеслав Наговицын. И все-таки уникальность этого конкурса в том, что административный ресурс есть у всех, так что пока фавориты в этой гонке – другие.
Крым
Крым в этой необъявленной войне действует через органы власти. Волею судьбы звезда интернета глава прокуратуры республики Наталья Поклонская предложила изобразить на новых купюрах Центробанка РФ Ливадийский дворец – резиденцию императора Николая II. Об этом она сообщила в своем блоге в ЖЖ. Однако у Крыма есть минус – его символы («Ласточкино гнездо» и памятник затопленным кораблям в Севастополе) уже изобразили на сторублевой купюре, выпущенной специально по случаю присоединения региона к России.
Но что такое генеральный прокурор Крыма по сравнению с министром финансов Российской Федерации? Антон Силуанов стал тем человеком, который подал свой голос именно за новый регион в конкурсе Центробанка. Правда, с небольшой оговоркой. «Последнее время тенденция изображения на купюрах не конкретных людей, а все-таки исторических событий, таких как воссоединение Крыма с Россией или проведение Олимпиады. Надо в этом направлении двигаться», — цитирует его РИА Новости. То есть, Силуанов не принципиально за Крым, он и не против Сочи. Главное для него – это история.
Владивосток
Меньше всего забот у пиар-службы Владивостока. И все благодаря знаменитой песне группы «Мумий Тролль» «Владивосток-2000». Конечно, автор песни Илья Лагутенко никак не мог предположить в 1997 году, что все так обернется. Владивосток выставил от себя вантовый мост через бухту Золотой Рог и ростральную колонну с парусником «Манджуръ», который был построен к саммиту АТЭС в 2012 году. Для Владивостока это будет камбэк: в 1995 году на купюре в 1000 рублей были изображены достопримечательности города, но затем эти дензнаки вышли из обращения.
Но, конечно, это не значит, что пиар-служба, занимающаяся Владивостоком, отдыхает. Нет, поводы создаются регулярно. В июле парламент Приморья обратился к главе Банка России Эльвире Набиуллиной с целым обращением использовать на 2000-рублевке изображение Золотого моста. Конечно, для местных властей попадание города на купюру – большой бонус. Но нельзя сказать, что с Владивостоком дело решенное. Его запросто может потеснить Дербент.
Кстати, сам Илья Лагутенко тоже не остался в стороне от войны. Да и странно было бы, если бы эту фигуру не использовали в этой пиар-битве. Он, конечно, поддерживает кандидатуру Владивостока, но несколько в другом ключе. Он считает, что купюра увековечит его песню. «На купюры и монеты попадали короли, императоры, президенты, генералы, писатели, поэты, художники, ученые, растения, животные, города, реки, мосты, даже сказочные персонажи. Но еще ни разу на купюры не попадала песня. И теперь, впервые, строчка из совершенной песни может воплотиться в купюре. Ничего удивительнее быть не может», — сказал он.
Казань
Но вот кто уж точно трудится в поте лица, так это пиар-службы Казани. Президент Татарстана Рустам Минниханов, футболисты, рэперы и самые обыкновенные жители Казани в едином порыве выступили в поддержку своего города в конкурсе Банка России. Причем, город поступил очень хитро: опасаясь конкуренции пожелал оказаться только на купюре в 200 рублей, на которой должен быть изображен Казанский кремль.
Господин Минниханов на своей страничке ВКонтакте опубликовал пост «Казань – 200, а Владивосток – 2000». При этом президент прикрепил к посту ту самую песню «Мумий Тролля», тем самым пошутив, что в битве городов есть два явных фаворита. «Рубин», прославленный клуб, неоднократный чемпион России, на своей страничке в Instagram выложил фотографию, где футболисты команды сфотографировались с казанским вариантом макета купюры. К процессу даже привлекли звездного новичка команды Алекса Сонга, игравшего ранее в знаменитой «Барселоне». В Youtube выложено видео, где игрок стоит с макетом купюры и выражает свою солидарность с Казанью. Все в той же сети Instagram был запущен хэштег #200Казань, который первым использовал T-killah, а затем подхватили певица МакSим, бывшая участница проекта «Дом-2» Ольга Бузова, многие известные блогеры и звезды интернета. Этот список активностей можно продолжать, ведь всего только под этой активностью отписалось более 6000 человек.
Стоит признать, что Казань, на фоне ярко-выраженного мусульманского символа в Грозном, выбрала для себя идеальную нишу – казанский кремль, который является символом обеих религий, в том числе православной. Правда остается вопросом сделано ли это для повышения голосов среди собственного населения, или для удовлетворения запроса на мультикультурализм в Москве. Но задумке стоит лишь поаплодировать.
Выборы VS. конкурса
Пиар-война будет продолжаться до последнего. Следующий этап начнется 5 сентября и будет состоять из голосования пользователей, а значит мы еще увидим десятки различных информационных поводов, постов у звезд и лидеров мнений, фото и видео с призывом голосовать именно за свой город.
Удивительно, что все это будет проходить на фоне думских выборов, которые пока что меркнут на фоне открытой, честной и яркой процедуры голосования за город для новых банкнот.
Комментарии