Блогеры, тик-токеры и селебрити в последнее время активно взялись за благотворительность. Искренние ли это порывы? Может, благотворительность — просто новый тренд? Полина Большакова, бизнес-психолог, специалист по финансовому мышлению и владелица коучинговой компании PsySolve, ответила на эти вопросы.
Мода на благотворительность
В 2021 году в Инстаграме все чаще мелькают посты с призывом помочь. Ребенку, страдающему от редкой болезни, взрослому, попавшему в трудную ситуацию. Лидеры мнений лично встречаются с нуждающимися и их семьями, организовывают сборы средств и сами переводят немалые суммы. Однако в ответ прилетает не только благодарность, но и хейт. «Это все ради пиара!», «Добрые дела совершают молча!» — и дальше по списку.
Давайте представим блогера, который и не помышлял о благотворительности. А вот коллеги в его ленте все чаще стали рассказывать о финансовой помощи. Пост, сторис, пост. Спасенная жизнь, купленная квартира, дорогая операция. В голову к блогеру закрадывается мысль: а может, и мне начать? Сейчас все так делают. Да и на репутации это скажется положительно.
И вот он уже переводит немалую сумму на счет родителям девочки с лейкозом. Родители получают деньги на операцию по пересадке костного мозга — шанс, что их дочь выживет, растет. Становятся ли деньги менее ценными для этой семьи от того, что наш блогер руководствовался не искренним порывом?
Мне кажется, ответ очевиден.
Думаю, мотивация не имеет значения, если в итоге больше людей получает помощь. К тому же сложно остаться равнодушным и не испытать никаких эмоций в процессе. Когда ты осознаешь, что буквально спасешь жизнь, что от тебя требуется немного, а для другого — это все, возникают и поводы поразмышлять, и эмоции.
Благотворительность — это выбор
Мне кажется, занимаясь благотворительностью (особенно если мы говорим о крупных суммах), важно помнить, что никто тебе ничего не должен. Можно легко попасть в собственную ловушку, решить: раз я спасаю жизни, я заслуживаю одобрения, восхищения и благодарности от окружающих. Это пагубно действует на самооценку. Какую бы сумму ты ни перевел, сколько бы жизней ни спас, тебя не обязаны боготворить и даже благодарить. Это был только твой выбор.
Лично я шла к благотворительности долго. Мне всегда что-то мешало. Я пыталась разобраться в собственной мотивации, не понимала, как делать это правильно. А потом в один день отбросила любые сомнения и начала. Решила получить опыт, а в процессе понять и мотивацию, и хочется ли мне заниматься этим дальше.
Сейчас я регулярно перевожу деньги людям, которым они нужны. Мне нравится, что я могу делать это постоянно, но при этом я не чувствую бешеного удовлетворения, не думаю каждый раз: «Какая же я молодец!» Просто это — приятная привычка, часть моей жизни.
Как начать?
Слышали о правиле 10%? Многие считают, что именно такой процент от дохода следует выделять на помощь другим. Я не придерживаюсь этой политики. Всегда отдаю столько, сколько чувствую.
На благотворительность не нужно тратить миллионы — помощь может заключаться в мелких и регулярных платежах. Выделите любую комфортную вам сумму, пусть даже 1–2% от зарплаты. Читайте истории на сайтах фондов и переводите тем, кто вам ближе.
Думаю, что благотворительность как искренний порыв идет из состояния изобилия. Когда у тебя все есть, тебе хочется делиться.
Но даже если человек делает это потому, что так поступают все вокруг или чтобы поднять самооценку, — кто от этого проигрывает? Не самый плохой тренд, по-моему.
Комментарии