С развитием технологий подделки произведений искусства становятся почти неотличимыми от оригинала. Сегодня, чтобы распознать фальшивку, недостаточно блестяще разбираться в живописи: приходится использовать новейшие научные достижения.

В 2018-м году в Финляндии было раскрыто крупнейшее мошенничество на арт-рынке, продолжавшееся в течение пяти лет. Галеристы – супруги Кати Марьятта Каркиайнен и Рейо Поллари – обманывали частных коллекционеров и аукционные дома, которые платили миллионы евро за картины, как они полагали, Матисса, Моне, Кандинского, русских и финских художников. Супруги признаны виновными как минимум в 30 доказанных фактах мошенничества.

— Подделка картин – не редкость, – рассказывает управляющий партнер группы компаний «Qultura», позиционирующий себя как гранд-ломбард, Дея Милль. – В своей работе мы часто сталкиваемся с тем, когда клиент приносит полотно, уверенный в том, что написано оно, допустим, Айвазовским. После проверок оказывается, что все это копия. Да, хорошо сделанная, но – фальшивка.

Определить картину-подделку в настоящее время очень непросто. Потребуется и высокий профессионализм экспертов, и дорогостоящее оборудование.

— В нашей компании особое внимание уделяется оценке картин, – продолжает Дея Милль, – у нас есть партнерские отношения с ведущими мировыми галереями, оценщиками. Да и наши искусствоведы отлично разбираются в живописи – будь то иконы мастеров Оружейной Палаты или современные картины.

Увидеть «подноготную» картины, не испортив ее, можно при помощи рентгена, а также в инфракрасном и ультрафиолетовом свете. Это позволяет выявить подготовительный рисунок или следы реставрации. А перелицовку – самый простой способ подделки картин – можно выявить, рассматривая подпись художника под микроскопом. Со временем на картине образуются трещины— кракелюр. Если подпись нанесена уже на старую картину, свежая краска подписи затекает в трещины и под микроскопом это видно.

— Это сложная, скрупулёзная работа, – продолжает Дея Милль, – но нам важно ни в коем случае не ошибиться. Наш клиент должен знать – мы продадим его полотно на аукционе за сотни тысяч долларов или ограничимся сильно меньшей суммой. Конечно, очень важно, кто проводит экспертизу. Не случайно мы сотрудничаем с «Научно-исследовательской экспертизой имени П. М. Третьякова». Здесь – сильнейшие специалисты.

В день в компании «Qultura» проводят оценки не менее 10 картин. Половина из них оказывается подделкой.

Почему важно точно оценить предмет искусства: узнать автора, год, когда была выполнена работа, кем выполнена, кому принадлежала, какое происхождение, какая история владения и продаж? – говорит Дея Милль, управляющий партнер группы компаний «Qultura» — Все это влияет на стоимость изделия. Наша главная задача – максимально адекватно оценить стоимость принадлежащего клиенту предмета искусства и роскоши. Не важно, решил ли он их заложить на время, продать или выставить на аукцион.

Определение подлинности картины, например, у экспертов «Qultura» состоит из трех слагаемых: экспертные познания в живописи, технический анализ и провенанс – история владения. Играют большую роль в этом процессе и научные методы. Уже сейчас специалисты используют компьютерные программы на основе искусственного интеллекта, способные распознавать подделки по анализу мазков.